10.04.2012 в 16:48
Пишет Сэниа:флуд || ой
Пишет ЭльТон:
URL записиПишет ЭльТон:
Фиктивное взросление
Идея такая. Если маленького ребенка принуждают к ранней самостоятельности - например, оставляют надолго одного, требуют "разумного поведения" и вообще убеждают его, что "он уже взрослый", то происходит следующее.
читать дальшеРебенку деваться некуда - раз мама говорит, что он уже взрослый, значит, так и есть. Своего личного опыта взрослости у дитяти, естественно, нет. Остается этот опыт заимствовать. И ребенок интроецирует единственно доступный ему образ взрослого: характерно искаженный образ родителей.
Каков взрослый с точки зрения маленького ребенка? Очевидно, это большой, сильный человек, который ничего не боится, всех может побороть, всё на свете знает и умеет. Образ, понятно, мало похожий на реального взрослого человека, но уж таким его видит ребенок, тут никуда не деться.
И вот что происходит. Ребенок начинает думать о себе, как если бы он был таким взрослым - абсолютно бесстрашным, всезнающим, большим и сильным. Реального взросления (путем проб и ошибок) не происходит - место "взрослого" уже занято. В итоге личность вырастает расщепленной: одна часть (задавленная, задушенная и лишенная развития) остается маленьким ребенком, а другая - как раз та, что вступает во взаимодействие со средой - является "фиктивным взрослым", не реальной взрослой личностью, а репрезентацией набора фантастических качеств.
Такой ребенок, например, не находит общего языка со сверстниками: он-то уже взрослый, и их интересы кажутся ему примитивными и глупыми. Между тем, взрослые его в свою компанию тоже не берут, и он остается в трагическом одиночестве.
Также он обучается самостоятельно разрешать свои проблемы, не обращаясь за содействием к другим - потому что у "взрослых" так принято. Он может "отменить" естественный для ребенка паттерн "испугаться, убежать и спрятаться" - потому что взрослые так не делают, - и "встречать грудью" любую опасность.
Разумеется, он будет учиться, чтобы много знать и уметь, чтобы соответствовать образу "всемогущего". Но проблема в том, что во взрослом мире "всё" знать и уметь невозможно, неизбежны постоянные и болезненные (ибо не согласуются с картиной мира) столкновения с границами своей компетенции.
Со временем, когда потребуется компетентность в межполовых отношениях, он точно так же "отрастит" правильное и эффективное сексуальное поведение. Но оно не будет результатом естественного развития личности, а только "выучкой", сознательно организованным действием, не имеющем поддержки в организме.
Он может казаться бесстрашным, но любой контакт с малознакомым человеком провоцирует резкий скачок давления.
И так далее. (c)
URL записиИдея такая. Если маленького ребенка принуждают к ранней самостоятельности - например, оставляют надолго одного, требуют "разумного поведения" и вообще убеждают его, что "он уже взрослый", то происходит следующее.
читать дальшеРебенку деваться некуда - раз мама говорит, что он уже взрослый, значит, так и есть. Своего личного опыта взрослости у дитяти, естественно, нет. Остается этот опыт заимствовать. И ребенок интроецирует единственно доступный ему образ взрослого: характерно искаженный образ родителей.
Каков взрослый с точки зрения маленького ребенка? Очевидно, это большой, сильный человек, который ничего не боится, всех может побороть, всё на свете знает и умеет. Образ, понятно, мало похожий на реального взрослого человека, но уж таким его видит ребенок, тут никуда не деться.
И вот что происходит. Ребенок начинает думать о себе, как если бы он был таким взрослым - абсолютно бесстрашным, всезнающим, большим и сильным. Реального взросления (путем проб и ошибок) не происходит - место "взрослого" уже занято. В итоге личность вырастает расщепленной: одна часть (задавленная, задушенная и лишенная развития) остается маленьким ребенком, а другая - как раз та, что вступает во взаимодействие со средой - является "фиктивным взрослым", не реальной взрослой личностью, а репрезентацией набора фантастических качеств.
Такой ребенок, например, не находит общего языка со сверстниками: он-то уже взрослый, и их интересы кажутся ему примитивными и глупыми. Между тем, взрослые его в свою компанию тоже не берут, и он остается в трагическом одиночестве.
Также он обучается самостоятельно разрешать свои проблемы, не обращаясь за содействием к другим - потому что у "взрослых" так принято. Он может "отменить" естественный для ребенка паттерн "испугаться, убежать и спрятаться" - потому что взрослые так не делают, - и "встречать грудью" любую опасность.
Разумеется, он будет учиться, чтобы много знать и уметь, чтобы соответствовать образу "всемогущего". Но проблема в том, что во взрослом мире "всё" знать и уметь невозможно, неизбежны постоянные и болезненные (ибо не согласуются с картиной мира) столкновения с границами своей компетенции.
Со временем, когда потребуется компетентность в межполовых отношениях, он точно так же "отрастит" правильное и эффективное сексуальное поведение. Но оно не будет результатом естественного развития личности, а только "выучкой", сознательно организованным действием, не имеющем поддержки в организме.
Он может казаться бесстрашным, но любой контакт с малознакомым человеком провоцирует резкий скачок давления.
И так далее. (c)